|
Житийные иконы относятся как к иконостасным, настолпным так и аналойным и были широко распространены в русской иконописи, где в центре – среднике представлен Святой, а вокруг, в отдельных клеймах, изображены значительные и поучительные события его жизни.
То, чем является книга для грамотного, то – житийная икона для неграмотного. Св. Григорий Великий писал, что: «Иконы выставляются в Храмах, дабы неграмотные, смотря на стены, могли читать то, чего они не могут читать в книгах». Посредством нее даже необразованные люди видели, чему они должны следовать; икона - чтение неграмотных.
В иконах, присущими им средствами, воплощены основные вопросы бытия - о жизни и смерти, призрачности власти и нелепости честолюбивых притязаний, о ценностях подлинных и мнимых. Как в среднике, так и в клеймах внимание акцентируется не на человеческих страданиях, а на преодолении их силой духа. В иконах прослеживается вся земная жизнь Святого - от рождения до успения; чудеса, сотворенные Святыми, вознесение на небо, явление им Святых, Креста и все значимые духовные события их земного жития.
|